РП_Фантазия и творчество.pdf

Дополнительная общеобразовательная
первоклассника"

программа "Школа будущего

Учебный курс: «Фантазия и творчество»
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Срок реализации: 4 месяца
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов
искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и
психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием,
развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.
Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие
положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться
ребенку в социальной среде.
Рабочая программа «Фантазия и творчество» для детей предшкольной
подготовки (6-7 лет) по художественно-эстетическому направлению
и
ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности
ребѐнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и
творческих способностей детей.
В основе программы лежат театральные игры.
По целевой направленности программа является развивающей (направлена
на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию
ими собственной духовной индивидуальности) и социально-адаптивной
(развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах,
достижение уверенности в себе; объективная самооценка, отношение к другим –
способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и
недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения).
Отличительными особенностями и новизной программы является
деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где
ребенок выступает в роли художника, исполнителя, режиссера;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение
личности.
1

Педагогическая целесообразность данного курса для дошкольников
обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа
призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас,
сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в этот возрастной
период
закладывается фундамент творческой личности, закрепляются
нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Актуальность программы:
Театрализованные занятия
выполняют одновременно познавательную,
воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к
подготовке выступлений.
Игры, проводимые на занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а
не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою
инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия
с действиями других участников, с определенными правилами.
Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном
правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную
систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой.
Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной
гимнастикой, ребѐнок одновременно укрепляет своѐ здоровье; тренирует
артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно,
потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата,
заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечѐткой,
неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – еѐ
содержание. Всѐ это может в дальнейшем негативно отражаться на его
профессиональной деятельности.
В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на
психическое
развитие
ребенка:
формирование
мотивационнопотребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление
познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований,
нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения,
эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б.Эльконин и
др.). Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают
психические функции личности ребенка, художественные способности, но и
общечеловеческую
универсальную
способность
к
межличностному
взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка

2

театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго
стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Основная, театрализованная, деятельность этой программы – это хорошая
возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой
направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная
деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его
раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у
него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих
психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности
при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации
ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует
коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения,
радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и
потенций.
Данная программа составлена на основе авторских программ С.А.
Кузнецовой «Комикс-класс» и «Играем в сказку» (серия «Здравствуй, школа!»,
издательство Феникс, Ростов-на-Дону, 2009); С.И.Гин «Мир фантазии»
(издательство Вита, Москва, 2001); Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия» и
«Театральная игра» (издательство Владос, Москва, 2003).
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой
индивидуальности,
направлена
на
гуманизацию
и
деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития младших школьников. В программе
систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности,
обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в
процессе театральной деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная
деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является
процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс
репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный
результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит
развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный
эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения,
формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом,
работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что дети (дошкольники)
погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения
3

они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д.
при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид
творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие
проблемы. От каждого ребѐнка потребуется все его способности, заложенные от
природы, даже те , о которых не подозревают ни ребѐнок, ни его родители.
Участники программы «Фантазия и творчество» - дошкольники (6-7 лет).
Цель программы
Главной целью программы является развитие творческого потенциала
каждого ребенка, овладение детьми навыками коллективного взаимодействия и
общения. Доминантной формой учения является игровая деятельность
(специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и
культуре речи).
Обучающая: Обучить ребенка первичным знаниям и умениям в рамках
актерского мастерства, театральной этики. Сформировать устойчивое знание
норм и требований в рамках деятельности отделения театрального искусства,
сформировать понимание и восприятия себя как целостной уникальной личности.
Социально-адаптивная: Через театральные игры, тренинги и беседы
реализовать индивидуальные возможности и потребности
детей в
самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей. Сформировать
комплекс качеств личности ребенка, как культурного и нравственного субъекта
общества, способного четко понимать и различать нормы и принципы
культурного взаимодействия со средой.
Развивающая: Развить личностные качества необходимых в актерской
деятельности (память, внимание, воображение) и адаптировать детей к
социальному взаимодействию. Привить интерес к театральному искусству.
Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального
зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями,
собственным мнением.
Задачи
· Создавать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество,
развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к
импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
· Пробуждение у детей интереса к театральному искусству;

4

· Развитие личностных качеств детей (памяти, внимания, воображения,
активной личностной позиции);
· Формирование у детей личностного целостного эстетического отношения к
явлениям окружающей действительности;
· Развитие творческого потенциала детей;
· Формировании у детей представлений о средствах актѐрской
выразительности;
· Развитие навыков общения в коллективе, навыков бесконфликтного
общения со сверстниками и взрослыми;
· Стимулировать процесс раскрепощения и эмоциональной свободы;
· Формирование эстетических и этических качеств личности.
Режим и формы занятий:
Занятия проводятся один раза в неделю по 30 минут в игровой комнате,
специально предназначенных для внеурочной деятельности с дошкольниками.
Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры,
работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др.
Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной
среде.
Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.
Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные,
креативные, подвижные.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы
работы, так и игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые
игры, конкурсы и викторины.
Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержания
тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического
исполнения
Основные направления, в которых строится работа курса «Фантазия и
творчество»:
· Игры и упражнения общего курса (развитие памяти, мышления,
воображения, пластичности, раскрепощенности, творчества);
· Простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с
дальнейшим показом зрителям);
· Игры и упражнения на эмоциональное раскрепощение и сценическую
свободу;
5

·

Игры и упражнения для формирования навыков общения в коллективе;

Методы работы:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой
специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребѐнок
добивается хороших результатов, что ведѐт к возникновению у него чувства
уверенности в своих силах и "лѐгкости” процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения.
- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких,
образных текстов, музыкального сопровождения.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
- Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного
характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в
коллективе. Работа "в креативном поле” создаѐт возможность поиска различных
способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения
сценического образа.
- Метод использования различных игровых форм в организации
деятельности детей.
- Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет
собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых
элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства,
очередного задания с творческим компонентом или других условий.
Обучение по программе осуществляется с учётом
- основных принципов развивающего обучения:
- эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности,
- развитие познавательного интереса у ребѐнка,
- развитие его психических функций,
- творческих способностей и личностных качеств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные направления работы с детьми
6

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание,
память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес
к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать
дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое
произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями,
выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Принцип формирования занятий
Каждое занятие делиться на блоки. Это обуславливается необходимостью
быстрой смены деятельности у дошкольников. Каждый блок идет в строгом
порядке:
1.
Разминка (стабилизация эмоционального состояния, настрой на
занятие);
2. Игры на расслабление, игры на эмоциональную комфортность
3. Игры на развитие памяти, мышления, воображения;
4. Игры и беседы на формирование навыков коллективной деятельности;
5. Игры-тренинги на формирование мышечной свободы;
6. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;
7. Подведение итогов.
Данная структура занятия позволяет в игровой непринужденной форме
охватить все основные моменты подготовительного этапа обучения актерскому
мастерству и способствует эффективному овладению комплексом с
возможностью закрепления определенных моментов (поведенческие дисфункции,
отставание в развитии каких-либо психических процессов, эмоциональная
напряженность и т.д.)
Программа «Фантазия и творчество» предназначена для детей дошкольного
возраста (5-6-7 лет) и рассчитана на 1 час в неделю и пол года обучения. Работа –
групповая (не более 15- 20 человек в групп)
7

Тематическое содержание программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема

Дата

Здравствуйте! Вот такой я
Моя семья.
Мир вокруг нас
Мир животных
Мир птиц
Радуга цвета
В гостях у сказки
Кукольный домик
Итоговое занятие. Мир фантазии

15.01.
29.01.
12.02.
19.02.
26.02.
12.03.
26.03.
09.04.
23.04.

Форма
занятия
Игровая
Игровая
Игровая
Игровая
Игровая
Игровая
Игровая
Игровая
Игровая

Календарно- тематическое планирование
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Название темы
Здравствуйте! Вот такой я
Моя семья
Мир вокруг нас
Мир животных
Мир птиц
Радуга цвета
В гостях у сказки
Кукольный домик
Итоговое занятие. Мир фантазии

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

Из них на:
теорию
практику
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4,5
4,5

ИТОГО:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Одним из непременных условий успешной реализации курса является
разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих
8

возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью
создания условий для самореализации детей используется:

включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и
активность детей;

создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий
для свободного межличностного общения;

моральное поощрение инициативы и творчества;

продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм
деятельности;

регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
 словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или
подводящий диалог);
 игровые формы.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры,
способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей,
помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут
возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу.
Все они строятся согласно нескольким принципам:
 игрового самочувствия;
 от простого к сложному;
 от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений,
благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему
усмотрению.
Примеры театральных игр.
«Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники
садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по
очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое
существительное. Ребѐнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой
команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например:
«Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый
возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный
материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своѐм
9

отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама
– тѐплая».
«Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по
пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку:
погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со
своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких
детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего
инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и
обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие
актѐрской смелости.
«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая
команда выбирает песню на определѐнную тематику и на фоне музыки и слов
песни, инсценирует еѐ. Получается маленький музыкально-пластический
спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж
– это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического
мастерства, основы кукловождения. Это работа актѐра над собой. Она помогает
развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене
(ширме), общаться с партнѐрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям
предлагается поиграть с куклой, подержать еѐ в руках, попытаться «оживить».
Этюдный тренаж включает в себя:

этюды (упражнения) на развитие внимания;

этюды на развитие памяти;

этюды на развитие воображения;

этюды на развитие мышления;

этюды на выражении эмоций;

этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные
комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному
использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на
развитие диапазона голоса);

этюды на выразительность жеста;

этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

этюды на отработку движений кукол различных видов.
На занятиях большая роль отводится импровизации. Импровизация
позволяет уйти от рутинного труда, от зубрѐжки, от необходимости заучивать
реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками
даѐт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их
10

подготовленности.
Каждый ребѐнок имеет возможность импровизировать
индивидуально, так как он умеет.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИ ПРОГРАММЫ
По окончании курса обучения ребенок овладевает следующими умениями и
навыками:
Должны знать
· Этические и эстетические нормы поведения (соответственно с возрастными
требованиями)
· Способы контроля своего эмоционального состояния и его
конструктивного выражения;
· Способы быстрого снятия напряжения и стабилизации эмоционального
состояния,
Должны уметь
· Применить полученные знания и умения в конкретной деятельности
(инсценировке, этюде);
· Применить полученные навыки работы в коллективе (бесконфликтное
взаимодействие с остальными участниками группы);
· Двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки
или цепочки
· Работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими
· Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке
Должны иметь навыки
- Применить полученные знания в сценической, социальной и игровой
деятельности;
- Объяснить свои потребности и не боится высказать своѐ мнение;
ФОРМЫ и ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Виды
контроля
Вводный

Содержание
Общая
эрудиция
Ценностные

Формы
контроля
Речевые
упражнения
Разминка

Методы
Сроки
и способы контроля контроля
Наблюдение
Беседа
Январь
Диагностика
11

ориентации

Текущий

Итоговый Контроль
выполнения
поставленных
задач

Упражнения.
Освоение
учебного
материала
Этюды
Творческий
потенциал
воспитанников
Этюды

Практическая
работа.
Наблюдение
Образные
упражнения
Дыхательные
упражнения

Февраль
– апрель

Наблюдение
Зрительская реакция

Апрель

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
2. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в
интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
4. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
6. Гин С.И. Мир фантазии. – М., 2001;
7. Кузнецова С.А.Уроки сказок. Ростов-на-Дону, 2009.
8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль,
1997.
9. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2003;

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 22.10.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34669)7-99-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».