Приложение 3 к приказу МАОУ СОШ№1 от 30.08.2021 № 475/1-О Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», реализующего основные общеобразовательные программы среднего общего образования, на 2020-2021 учебный год Пояснительная записка 1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее - МАОУ СОШ №1), реализующего основные общеобразовательные программы основного общего образования, сформирован в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ-273); - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС ООО); - приказ министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; - приказ министерства просвещения РФ от 20.05.2020 №254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28; - Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»; - Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»; - Устав МАОУ СОШ №1; - Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №1. 1.3. Учебный план является частью основной общеобразовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №1 и реализуется в Х-ХI классах. 1.4. Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20, и предусматривает 2-х летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для Х-ХI классов. 1.5. Образовательный процесс в Х-ХI классах организован в условиях пятидневной учебной недели в соответствии с Санитарноэпидемиологическими нормами (СП 2.4.3648-20), регламентирован календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год, утверждённым приказом МАОУ СОШ №1. 1.6. Учебный год начинается 01.09.2021 года. Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебного года Х классе 35 недель, ХI классе - 34 недели, каникулы - 30 дней. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МАОУ СОШ №1, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленной СП 2.4.3648-20. Нагрузка равномерно распределяется в течение недели. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных, элективных занятий и внеурочной деятельности. При определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся, учтены индивидуальные, групповые, элективные занятия. Между началом занятий внеурочной деятельности и последним уроком обязательных занятий устанавливается перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Объем домашних заданий (по всем предметам) обеспечен таким образом, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 10 - 11 классах - до 3,5 часов. 1.7. В соответствие с постановлением главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)"» в период с 01.09.2020 по 31.12.2020 в учреждении начало уроков регулируется потоками: I поток - с 8.00, II поток - с 8.40. Допуск учащихся I потока обеспечено с 07.40, II потока - с 08.20. Вход в здание школы осуществляется в следующем режиме: Центральный вход - (первый поток) 10А, 11А классы. 1.8. При организации образовательного процесса при очной и иных формах обучения составляется индивидуальный учебный план для конкретного обучающегося с учетом особенностей его здоровья, способностей и потребностей. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. В 2021-2022 учебном году организация предоставила обучающимся 10-11 классов возможность формирования индивидуальных учебных планов. Учебные планы основаны на требованиях ФГОС среднего общего образования. 1.9. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой среднего общего образования МАОУ СОШ №1: 1.9.1. При проведении учебных занятий по следующим общеобразовательным предметам: - «Иностранному языку»; - «Физической культуре»; - «Информатике и ИКТ»; - При проведении учебных занятий профильного уровня и реализации элективных курсов предусмотрено деление классов на группы. 1.7. При реализации образовательной программы и в соответствии с приказом МАОУ от "30"августа 2021 №475-О, используются: - учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 №254); - учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего, общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699). Для методического сопровождения образовательной деятельности педагогами используются следующие информационные ресурсы: 1. «Учебник цифрового века» / Электронные учебники издательства «Просвещение»: https://prosv.ru/Noews/show/1000.htNoil 2. Бесплатные электронные ресурсы ведущих издательств, библиотек, вузов и научных организаций: https://www.iro86.ru/iNodex.php/zhurNoaly/elektroNoNoyeresursy-udaljoNoNoogo-dostupa 25 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР): https://schoolcollectioNo.edu.ru/ 4. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» с интерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ 5. Информационный портала ВПР: https://lk-fisoko.obrNoadzor.gov.ru6. Методическая помощь по предметам для учителей начальной школы/ 6.Корпорация «Российский учебник»: https://rosuchebNoik.ai/metodicheskaiapomoscli/NoachalNooe-obrazovaNoie/ 7.Образовательные викторины: https://quizizz.com 8.Образовательный портал «ЯндексУчебник»: https://educatioNo.yaNodex.ru/home/ 9. Реестр примерных основных общеобразовательных программ / Примерные основные общеобразовательные программы / Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): http://fgosreestr.ru 10. Ресурс «Открытый урок. Первое сентября» / база педагогических идей https://urok.lsept.ru/ 11. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ 12. Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний «Просвещение»: https://digital.prosv.ru/. 1.11.Освоение образовательной программы среднего общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Порядок проведения промежуточной аттестации регулируется Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №1», утвержденным приказом от 25.08.2016 №438/1-О. Формы промежуточной аттестации Учебный предмет Форма промежуточной аттестации Русский язык Итоговый тест Литература Итоговый тест Английский язык Контрольная работа Математика Контрольная работа История России. Всеобщая история Контрольная работа/Итоговый тест Обществознание Контрольная работа/Итоговый тест География Астрономия Физическая культура ОБЖ Информатика Физика Химия Экономика Право Биология Родной (русский язык) Итоговый тест Итоговый тест Зачёт Итоговый тест Контрольная работа/Проект Итоговый тест Итоговый тест Контрольная работа/Итоговый тест Контрольная работа/Итоговый тест Итоговый тест Годовая отметка как среднеарифметическое полугодовых отметок Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые МАОУ СОШ №1, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу среднего общего образования, не допускаются к государственной итоговой аттестации. 1.12. Реализация учебного плана МАОУ СОШ №1 в 2021-2022 году полностью обеспечена кадровыми ресурсами, программно-методическими комплектами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Учебная нагрузка педагогических работников определена с учетом количества часов по учебному плану, рабочим программам учебных предметов и образовательной программой в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических и работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 2. Учебный план X-XI классов состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 2.1. Образовательный процесс по основным образовательным программам среднего общего образования основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования. Федеральный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на изучение обязательных учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Перечень учебных предметов и минимальное количество учебных часов, отведенное на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, являются обязательными. 2.2. Учебный план для X-XI классов МАОУ СОШ №1 на уровне среднего общего образования в 2021-2022 учебном году реализует модель профильного обучения по следующим профилям: гуманитарному, естественнонаучному, технологическому. Учебный план для X-XI классов является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Учебный план для X-XI классов предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне: - предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы: «Русский язык» (углубленный уровень), «Литература» (базовый уровень); - предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные предметы: «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература» (базовый уровень); - предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы: «Иностранный (английский) язык» (базовый уровень); - предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы: «История» (базовый и углубленный уровни); «Право» (углубленный уровень); «Обществознание» (базовый уровень); - предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы: «Математика» (базовый и углубленный уровни); «Информатика» (базовый уровень); - предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы: «Физика» (базовый уровень); «Астрономия» (базовый уровень); «Химия» и «Биология» (углубленный уровень); - предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы: «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень). Учебный план профиля обучения в X-XI классах и индивидуальные учебные планы для XI класса содержат 11 (12) учебных предметов и предусматривают изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО. Общими для включения в учебный план для X класса являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) содержит не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Для реализации индивидуального проекта каждым учащимся X-XI классов в учебных планах выделен 1 час из вариативной части учебного плана. Учебные курсы «Всеобщая история» и «История России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы. 2.3. Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X-XI классах является обязательным. Это не исключает организации в X классе по окончании учебного года учебных сборов, где обучающиеся изучают основы военной службы. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089) в учебном плане предусмотрено изучение учебного предмета «Астрономия» 1 час в неделю. 2.4. Региональный компонент. Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательной организации. В 2021-2022 учебном году интегрировано в X-XI классах изучается «История ХМАО - Югры». 2.5. Компонент образовательной организации. Часы компонента образовательной организации используются для преподавания элективных учебных предметов, которые развивают содержание базовых учебных предметов, позволяют поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена. Кроме этого, каждый элективный учебный предмет выполняет функцию удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Количество изучаемых элективных учебных предметов определено образовательной организацией в зависимости от выбора обучающихся. Учебные планы определяют состав и объем учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения с учетом намерений и предпочтений обучающихся и их родителей (законных представителей). Элективные курсы поддерживают изучение базовых и профильных учебных предметов, представляют возможность обучающимся для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения. 2.6. Учебный план гуманитарного профиля (10 класс) Гуманитарный профиль Обязательные предметные области Учебные предметы 10 класс 2021 - 2022 УГ уровень изучения предмета кол-во часов в кол-во часов в неделю (базовый, год углубленный) Обязательная часть Русский язык литература и Русский язык Литература Родной язык и Родной родная литература язык Иностранный язык (русский) Иностранный (английский) язык У 3 105 Б 3 105 1 35 3 105 Б Б У Б Б 4 2 4 140 70 140 Б 1 35 Б Астрономия Физическая Физическая Б культура, экология культура и основы Основы безопасности безопасности Б жизнедеятельности жизнедеятельности 1 35 3 105 1 35 Общественные науки Математика информатика История Обществознание и Математика Информатика Естественные науки Всего 26 Часть формируемая участниками образовательных отношений Право У 2 Экономика Дополнительные Б 1 учебные предметы Химия Б 1 910 70 35 Биология Б 1 35 35 География Б 1 35 ЭК 1 35 Элективные курсы, направленные на ЭК углубленное изучение учебного плана 1 35 8 34 280 1190 Индивидуальный проект Всего: ИТОГО: 2.7. Учебный план гуманитарного профиля (11 класс) Обязательные предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык и Русский язык литература Литература Количество учебных часов Уровень (на неделю/год) изучения 11 класс предмета (базовый, углубленный) 2021-2022 У Б 3 3 105 105 Родной (русский) язык Б Родной язык и (русская) родная литература Родная Б литература 1 35 1 35 Иностранный язык Общественные науки Математика информатика Естественные и Иностранный (английский) язык Б 3 105 История Право География У У Б 4 2 2 140 70 70 Математика Б 4 140 Астрономия Б науки Физическая Б 3 Физическая культура культура, экология и основы Основы безопасности Б 1 безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Всего 27 Часть формируемая участниками образовательных отношений Б 2 Дополнительные Обществознание учебные предметы Экономика Б 1 Индивидуальный проект ЭК 1 Элективные курсы Иностранный (английский) язык "Избранные математики" 105 35 945 70 35 35 ЭК вопросы ЭК 2 70 "Человек-общество-мир" ЭК 1 35 Всего Максимальная недельная нагрузка 7 34 245 1190 2.8. Учебный план естественно-научного профиля (11 класс) Обязательные предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык и Русский язык литература Литература Родной (русский) язык Родной язык и родная Родная (русская) литература литература Иностранный Иностранный язык (английский) язык История Общественные науки География Математика и информатика Математика Астрономия Химия Естественные науки Биология Физическая культура, Физическая культура экология и основы Основы безопасности безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Уровень изучения предмета (базовый, углубленный) кол-во часов в кол-во часов в неделю год 11 класс У Б 3 3 105 105 Б 1 35 Б 1 35 Б 3 105 Б Б 2 2 70 70 У 6 210 Б У У Б 3 3 3 105 105 105 Б 1 35 31 1085 1 35 1 35 Всего Часть формируемая участниками образовательных отношений Индивидуальный ЭК проект Иностранный Элективные курсы ЭК (английский) язык "Трудные воросы ЭК химии" 2021-2022 "Трудные биологии" вопросы ЭК 1 35 Всего ИТОГО 3 34 70 1155 2.9. Кроме этих профилей по запросу учащихся 10 - 11 классов сформированы индивидуальные учебные планы. На углубленном уровне ими были определены для изучения следующие предметы: «Русский язык», «Математика», «Химия», «Биология», «История», «Право», «Информатика», «Физика». 2.10. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 680 часов за два года обучения). В 2021-2022 учебном году в X-XI классах организованы следующие курсы внеурочной деятельности: Направления внеурочной деятельности Духовнонравственное Спортивнооздоровительное Социальное Общеинтеллектуальн ое Общекультурное Количество часов Форма организации Нравственные основы семейной жизни 10А 11А Итого 1 1 2 Волонтерский центр «Я+Ты» Финансовая грамотность 1 1 1 2 ИТОГО 3 3 5 1 Таким образом, учебный план МАОУ СОШ №1, реализующее в 2021-2022 учебном году образовательную программу среднего общего образования, сохраняет состав и структуру обязательных учебных предметов, общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам обучения) в полном объеме и не превышает максимально допустимый объем недельной аудиторной нагрузки. Учебный план среднего общего образования имеет очень яркую черту индивидуализации образовательного процесса — это индивидуальные учебные планы обучающихся, индивидуальные образовательные траектории на основе интеграции основного и дополнительного образования, дополнительное время на консультационную работу. Таким образом, образовательная программа включает в себя индивидуальные образовательные программы учащихся и позволяет конструировать индивидуальные образовательные траектории для максимального обеспечения образовательных заказов учащихся и их семей. Учебный план, режим работы школы обеспечивают выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения обучающихся.