Приложение 1 к приказу МАОУ СОШ №1 от 30.08.2021 № 475-О Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», реализующего основные общеобразовательные программы начального общего образования, на 2021-2022 учебный год Пояснительная записка Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее - МАОУ СОШ №1), реализующего основные общеобразовательные программы основного общего образования, сформирован в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2019 № 373 (далее – ФГОС НОО); - порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; - приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189; - Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»; - Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»; - Устав МАОУ СОШ №1; - Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №1, утверждённая приказом МАОУ СОШ №1 от 30.08.2021 № 475-О. Учебный план является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №1 и реализуется в I-IV классах. Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает 4-х летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов. Образовательный процесс в I-IV классах организован в условиях пятидневной учебной недели в соответствии с Санитарноэпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2 2821-10), регламентирован календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год, утверждённым приказом МАОУ СОШ №1 от 20.08.2020г. № 566-О. Учебный год начинается 01.09.2021 года. Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во 2-4-х классах - 34 недели, каникулы - 30 дней (в 1 классе дополнительные каникулы в феврале 2022 года – 7 дней). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МАОУ СОШ №1, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленной СанПиН 2.4.2.2821-10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе – мае – по 4 урока по 40 минут каждый; - рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Нагрузка равномерно распределяется в течение недели. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и занятий внеурочной деятельности. При определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся, учтены индивидуальные, групповые занятия. Между началом занятий внеурочной деятельности и последним уроком обязательных занятий устанавливается перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Объем домашних заданий (по всем предметам) обеспечен таким образом, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 часа; в 4 классах - 2 часа. В соответствие с постановлением главного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» в период с 01.09.2020 по 31.12.2020 в учреждении начало уроков регулируется потоками: I поток – с 8.00, II поток – с 8.40. Допуск учащихся I потока обеспечено с 07.40, II потока – с 08.20. Вход в здание школы осуществляется в следующем режиме: Центральный вход – (первый поток) 1А, 1Б, 1В .Левый (запасной) вход – (первый поток) 2А, 2Б, 2В; (второй поток) 3А, 3Б, 4А, 4Б, 4В При организации образовательного процесса при очной и иных формах обучения составляется индивидуальный учебный план для конкретного обучающегося с учетом особенностей его здоровья, способностей и потребностей. Индивидуальный учебный план разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Индивидуальные учебные планы основаны на требованиях ФГОС начального общего образования, количество предметов соответствуют требованиям Федерального стандарта и локальных нормативных актов, регламентирующих обучение детей с особыми образовательными потребностями. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №1 при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-IV классы) осуществляется деление классов на две группы. По согласованию с главными распределителями средств бюджета предусмотрено деление 4-х классов на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) двух и более модулей. При реализации образовательной программы и в соответствии с приказом МАОУ СОШ №1 от 31.08.2021 № 475-О используются: - учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345); - учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699). Для методического сопровождения образовательной деятельности педагогами используются следующие информационные ресурсы: 1. «Учебник цифрового века» / Электронные учебники издательства «Просвещение»: https://prosv.ru/№ews/show/1000.ht№il 2. Бесплатные электронные ресурсы ведущих издательств, библиотек, вузов и научных организаций: https://www.iro86.ru/i№dex.php/zhur№aly/elektro№№yeresursyudaljo№№ogo-dostupa 25 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР): https://schoolcollectio№.edu.ru/ 4. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» с интерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ 5. Информационный портала ВПР: https://lk-fisoko.obr№adzor.gov.ru 6. Методическая помощь по предметам для учителей начальной школы/ Корпорация «Российский учебник»: https://rosucheb№ik.ai/metodicheskaiapomoscli/№achal№oe-obrazova№ie/ 7. Образовательные викторины: https://quizizz.com 8. Образовательный портал «ЯндексУчебник»: https://educatio№.ya№dex.ru/home/ 9. Реестр примерных основных общеобразовательных программ / Примерные основные общеобразовательные программы / Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): http://fgosreestr.ru 10. Ресурс «Открытый урок. Первое сентября» / база педагогических идей https://urok.lsept.ru/ 11. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ 12. Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний «Просвещение»: https://digital.prosv.ru/. Освоение образовательной программы начального общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся IIIV классов. В первых классах обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий, промежуточная аттестация школьников не предусматривается. Формами проведения промежуточной аттестации обучающихся являются: Предметы 2 классы 3 классы 4 классы Русский язык Диктант Диктант Диктант Литературное Тест Тест Тест чтение Иностранный Контрольная Контрольная работа Контрольная работа язык работа (английский) Математика Контрольная Контрольная работа Контрольная работа работа Окружающий мир Основы Проект религиозных культур и светсткой этики Музыка Проект Проект Проект ИЗО Проект Проект Проект Технология Проект Проект Проект Физическая Зачёт Зачёт Зачёт культура Родной язык Годовая отметка Годовая отметка как Годовая отметка как (русский) как среднеарифметическ среднеарифметичес среднеарифметичес ое четвертных кое четвертных кое четвертных отметок отметок отметок Литературное Годовая отметка Годовая отметка как Годовая отметка как чтение на как среднеарифметическ среднеарифметичес родном языке среднеарифметичес ое четвертных кое четвертных (русском) кое четвертных отметок отметок отметок Порядок проведения промежуточной аттестации регулируется Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №1», утвержденным приказом от 25.08.2016 №438/1-О. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком. Обучающиеся, не освоившие образовательные программы учебного года и имеющие неудовлетворительные годовые отметки и (или) неаттестацию по одному или нескольким учебным предметам, имеют право пройти повторную аттестацию в установленные периоды, по согласованию с родителями (законными представителями) графика дополнительных занятий и графика ликвидации академической задолженности. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие неудовлетворительные годовые отметки и (или) неаттестацию по одному или нескольким учебным предметам, по усмотрению родителей (законных представителей): - оставляются на повторное обучение; - переводятся на обучение по адаптированной образовательной программе (учитываются рекомендации ПМПК); - переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего образования, не допускаются к обучению на следующем уровне основного общего образования. Реализация учебного плана МАОУ СОШ №1 в 2021-2022 году полностью обеспечена кадровыми ресурсами, программно-методическими комплектами в соответствии с уровнями обучения и субсидией на выполнение муниципального задания. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебному плану, рабочих программ учебных предметов и образовательной программы в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». В 2021-2022 учебном году содержание начального общего образования реализуется средствами образовательных систем: «Школа России» (1Б, 1В, 2Б, 3Б, 3В, 4В классы), Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (1А, 2А, 4А, 4Б классы). 2. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана разработана с учётом основной образовательной программы начального общего образования. Предметная область «Русский язык и литературное чтение». Организация образовательной деятельности по освоению содержания учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» должна быть ориентирована на достижение планируемых результатов через формирование действий с предметным содержанием и универсальных учебных действий. Особое внимание следует обратить на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся (строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; контролировать действия партнера; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач). В 2021-2022 учебном году рекомендуется обратить внимание на произведения следующих авторов: — Константина Георгиевича Паустовского (130 лет со дня рождения ); — Льва Ивановича Ошанина (110 лет); — Корнея Ивановича Чуковского (140 лет); — Джона Рональда Роуэла Толкина (130 лет); — Льюиса Кэрролла (190 лет); — Евгения Ивановича Чарушина (120 лет); — Валентина Петровича Катаева (125 лет); — Валентины Александровны Осеевой (120 лет); — Алексея Николаевича Толстого (140 лет); — Евгения Львовича Шварца (120 лет). Предметная область «Математика и информатика». На уровне начального общего образования особое внимание должно быть направлено на повышение эффективности занятий математикой обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Предметная область «Обществознание и естествознание» (учебный предмет «Окружающий мир»). Содержание учебного предмета «Окружающий мир» строится с учетом положений трех предметных концепций – развития географического образования в Российской Федерации, преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации», преподавания учебного предмета «Обществознание». В обязательную часть учебного плана 4 класса включён 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». По выбору родителей (законных представителей) для изучения определены следующие модули: «Основы православной культуры» (2 группы), «Основы исламской культуры» (1 группа), «Основы светской этики» (1 группа). Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся в учебный план во всех классах введено 3 часа «Физической культуры» в неделю. При организации, планировании и проведении уроков и занятий физической культуры в полной мере используются спортивные сооружения и спортивные площадки и залы, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты школы. При проведении уроков «Физическая культура» реализация программы осуществляется с учетом климатических особенностей, включая занятия на свежем воздухе по зимним видам спорта на всех уровнях образования. С целью исполнения приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2017 г. № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностноориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы», формирования интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования в рабочие программы учебного предмета «Физическая культура» введён раздел «Шахматы» в I-IV классах. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Часть, формируемая участниками образовательного процесса учитывает возможности образовательного учреждения, социальный заказ родителей и индивидуальные потребности школьников минимально – при пятидневной учебной неделе. В 2021-2022 учебном году по запросу родителей (законных представителей) в часть, формируемую участниками образовательных отношений, включена предметная область «Родной язык и родная литература» с выбором русского языка из числа родных. На изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» отводится 0,5 часа в неделю (по полугодиям). Изучение части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана общеобразовательного учреждения является обязательным для всех обучающихся данного класса. В интересах обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Изучение образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) и согласование последующих действий по организации образовательной системы МАОУ СОШ №1 с учётом этих потребностей и запросов осуществляется поэтапно в течение учебного года в соответствии с положением об изучении потребностей и запросов участников образовательного процесса при получении и предоставлении образовательных услуг (приказ от 24.08.2015 № 419-О). Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы (письмо Минобрнауки от 18 августа 2017 года№ 09-1672). При этом образовательная организация вправе засчитать результаты освоения обучающимися образовательных программ в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ). В соответствии с требованиями ФГОС НОО в МАОУ СОШ №1 внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. В 2021-2022 учебном году организованы следующие курсы внеурочной деятельности: Направленность Наименование Кол-во Возраст /классы объединения часов 4 1-4 Общеинтеллектуальное Финансовая грамотность 4 1-4 Общекультурное Вокально-хоровое объединение Духовно-нравственное Социальное Спортивнооздоровительное ИТОГО: 4– 1-4 1 на параллель Школьная студия 1 2-б мультипликационных фильмов Футбол 8 1-2 Социокультурные истоки Шахматы 2 23 1-4 При реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» школа руководствуется приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 июля 2017 г. № 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях ХантыМансийского автономного округа – Югры» (в ред. приказа от 27.09.2018 № 1325). В 1-4 классах на курс «Социокультурные истоки» выделено по 1 часу на каждую параллель. 2.3. Организация обучения в условиях пятидневной учебной недели организована при использовании часов учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой образовательной организации. Занятия внеурочной деятельности для обучающихся I-IV классов начинаются с 15.00. 3. Годовой и недельный учебный план начального общего образования. Годовой учебный план I-IV классы (минимальный в расчете на 3039 часов за весь период обучения) (5-ти дневная учебная неделя) Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая Учебные предметы Количество часов в год I Всего классы Обязательная часть Русский язык 148,5 Литературное 115,5 чтение Иностранный язык – II III IV 153 119 153 119 153 85 607,5 438,5 68 68 68 204 Математика 132 136 136 136 540 Окружающий мир 66 68 68 68 270 Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая – – – 34 34 33 33 34 34 34 34 34 34 135 135 33 99 34 102 34 102 34 102 135 405 культура культура Итого: 660 748 748 748 2904 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Родной язык 16,5 17 17 17 67,5 Родной язык и литературное Литературное 16,5 17 17 17 67,5 чтение на родном чтение на родном языке языке Максимально допустимая нагрузка 693 782 782 782 3039 Недельный учебный план основного общего образования I-IV классы (пятидневная учебная неделя) на основе ФГОС НОО. Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебные предметы Количество часов в неделю I Всего II III IV 4,5 4,5 4,5 18 3,5 3,5 2,5 13 2 2 2 6 4 4 4 16 2 2 2 2 8 – – – 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 классы Обязательная часть Русский язык 4,5 Литературное 3,5 чтение Иностранный язык – Математика 4 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Технология 1 1 1 1 4 Физическая 3 3 3 3 12 культура 20 22 22 22 86 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Родной язык 0,5 0,5 0,5 0,5 2 Родной язык илитературное Литературное чтение на родном 0,5 0,5 0,5 0,5 2 чтение на родном языке языке Максимально допустимая недельная 21 23 23 23 90 нагрузка Таким образом, учебный план МАОУ СОШ №1, реализующее в 2021-2022 учебном году образовательную программу начального общего образования, сохраняет состав и структуру обязательных учебных предметов, общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам обучения) в полном объеме и не превышает максимально допустимый объем недельной аудиторной нагрузки.