ДОП_Школа будущего первоклассника_2021-2022.pdf

Пояснительная записка
Основные характеристики дополнительной общеобразовательной
программы дополнительного образования детей «Школа будущего
первоклассника» (далее – программа)
Вид программы: дополнительная общеобразовательная программа;
Направленность программы: социально – педагогическая;
Планируемая ежегодная численность слушателей: 60-70 человек (при условии
социального заказа родителей (законных представителей) количество
обучающихся может быть увеличено/уменьшено;
Возрастная группа обучающихся: 6-7 лет;
Характер обучения: групповой;
Нормативный срок обучения: 4 месяца.
Программа реализуется исходя из социального заказа родителей
(законных представителей) обучающихся, чтобы помочь будущим
первоклассникам адаптироваться к школьной среде, совершенствовать
основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной
программы, развитию коммуникативных навыков, создавая тем самым базу
для последующего освоения основной образовательной программы
начальной школы. Данная программа способствует обеспечению равных
стартовых возможностей детям из разных социальных групп и слоев
населения. Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс
психологической готовности ребѐнка к ней. Ребѐнок должен быть здоров,
жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать,
слышать, действовать вместе с педагогом, выполнять требования педагога.







В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие
составные части:
Развитие речи;
Развитие интеллектуальных способностей;
Развитие произвольности;
Развитие познавательной активности;
Сформированность внутренней позиции школьника.

Исходя из перечисленных составных школьной готовности, в состав
программы включены следующие рабочие программы учебных курсов:

1. Учебный курс «Угадай-ка» (далее - «Угадай-ка»).
2. Учебный курс «Посчитай-ка» (далее - «Посчитай-ка»).
3. Учебный курс «Порисуй - ка» (далее - «Порисуй – ка»).
4. Учебный курс «Фантазия и творчество» (далее - «Фантазия и
творчество»).
5. Учебный курс «Поиграй – ка» (далее - «Поиграй – ка»).
Цели программы:


Подготовка обучающихся - дошкольников к новой социальной роли,
адаптация к изменяющейся социальной ситуации;



Создание
образовательной
среды,
интеллектуальной, мотивационной и
обучающегося-дошкольника.

способствующей
развитию
эмоционально-волевой сферы

Задачи программы:
 Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,
готовящихся к обучению в школе;
 Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
 Развивать
любознательность,
самостоятельность дошкольников;

активность,

инициативность,

 Создавать необходимые условия, способствующие формированию
предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному,
эмоциональному, нравственному развитию ребѐнка
Правовая основа реализации программы
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12. 2012 года.
2. Устав МАОУ СОШ №1.
3. Положение «О школе будущего первоклассника» (приказ от 09.12.2015
№ 675-О)
4. Постановление администрации города Покачи от 25.08.2021 №789 «Об
установлении тарифов на платные образовательные услуги,
предоставляемые МАОУ СОШ №1».

Учебный план:
Программа рассчитана на 15 недель по 3 часа в неделю (академический час
– 30 минут). Общее количество часов – 60 ч.
№

Название учебного курса

Количество учебных
часов курса
«Угадай-ка!»
12
«Посчитай-ка!»
12
«Поиграй-ка!»
12
«Порисуй-ка!»
12
«Фантазия и творчество»
12
Общее количество учебных часов программы – 60 часов

1.
2.
3.
4.
5.

Календарный учебный график:
1. Программа реализуется с января по апрель, с 15.01.2022г. по
23.04.2022г.
2. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 занятия.
3. Каждое занятие длится 30 минут с двумя физкультурными паузами.
4. Перерыв между занятиями – 10 минут.
5. Комплектование групп проводится с декабря 2021 г.
6. Учебные занятия в 2021-2022 учебном году проводятся по субботам с
10.00 до 11.50 в соответствии с расписанием, утверждѐнным
директором МАОУ СОШ №1 не позднее 15 января 2022 г.
7. Каникулярное время не предусмотрено.
8. Организационное родительское собрание проводится до начала занятий
в конце декабря - начале января.
Основные принципы работы педагогов:








Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его
деятельности в сочетании с разумной требовательностью
Комплексный подход при разработке занятий
Вариативность содержания и форм проведения занятий
Систематичность и последовательность занятий
Наглядность.

Условия реализации программы
Кадровые:
Для реализации учебных курсов «Угадай-ка!», «Посчитай-ка!», «Порисуйка!» - учителя начальных классов МАОУ СОШ №1, имеющие высшее
профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому
предмету, которые планируют осуществить набор первоклассников.
Для реализации учебного курса «Фантазия и творчество» - педагог
дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное
образование в области, соответствующей данному учебному курсу.
Для реализации учебного курса «Поиграй-ка!» - педагог – психолог,
имеющий высшее профессиональное образование, соответствующей
данному учебному курсу.
Материально
–
технические:
кабинеты
мультимедийное, интерактивное оборудование.

начальных

классов;

Финансовые: данная программа реализуется за счет средств родителей
(законных представителей) обучающихся на условиях заключения договора о
предоставлении дополнительной платной образовательной услуги.
Планируемые результаты:
 Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика
общеобразовательной школы. Формирование направленного внимания,
интереса к учению, познавательного и коммуникативного мотивов;
 Обучение правилам межличностного взаимодействия;
 Адаптация детей, укрепление чувства уверенности в своих силах,
чувство собственного достоинства.
Неотъемлемым приложением к данной программе являются
рабочие программы учебных курсов:
1. «Угадай-ка!»
2. «Поиграй-ка!»
3. «Поиграй-ка!»
4. «Порисуй-ка!»
5. «Фантазия и творчество»

Список используемой литературы и интернет ресурсов программы
1.

«Угадай-ка!»:
1) Волина В.В., «Азбуковедение» -М. Просвещение 1991г.;
2) Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе» -М. ,С-П,
Нижний Новгород ПИТЕР 2006;
3) С.И. Гин, И.Е.Прокопенко «Первые дни в школе» М., ВИТА Пресс
2008г.,
4) http://www.zavuch.info/methodlib/61/;
5) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-predshkolnoipodgotovki-shkola-razvitiya

2.

«Посчитай-ка!»:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М: Просвещение, 1983.
2. Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике: 1-4 классы.ВАКО,2008г.
3. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - М: Педагогика, 1989.
4. Калугин М.А., Новоторцев Н.В. Развивающие игры для младших
школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль;
«Академия развития», 1997.-Серия: «Игра, обучение, развитие,
развлечение»
5. Кушнир Н.Я., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль:
Академия развития, 1996.
6. Сборник загадок / Сост. Карпенко М.Т. - М: Просвещение, 1988.
7. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М: Новая
школа, 1992.
3. «Порисуй – ка!»:
1.
2.
3.
4.

Корчмарош П. Карандаш-волшебник: Полезные уроки рисования. Минск: изд. НПФ «БЛП», 2004.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. –
Ярославль: «Академия развития», 2013.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей.
– Ярославль:
«Академия развития», 2011.
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учѐба, и игра: Изобразительное
искусство.- Ярославль: «Академия развития», 2010.

Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие
реализацию курса
Название цифровых
образовательных ресурсов
Электронный инновационный учебнометодический комплекс «Новая начальная
школа» на сайте единой цифровой
образовательной коллекции
Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей «Мы
вместе»
Поурочные планы, методическая копилка,
информационные технологии в школе
Презентации уроков «Начальная школа».
Я иду на урок начальной школы (материалы к
уроку)
Школьный портал ПроШколу.ру

Электронный адрес

http://school-collection.edu.ru

http://pedsovet.su/load/100
www.uroki.ru
http://nachalka.info/about/193
http://nsc.1september.ru/urok
http://www.proshkolu.ru

4. «Поиграй – ка!»:
1)
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/
Нач. школа 1992, №4- с.4-6;
2)
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в
учебном процессе/ Нач. школа 1998, №4- с.11-19;
3) Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М .: Просвещение,1997.
4) Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости - М .: Педагогика,1989-89с.
5) Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Я готовлюсь к школе (популярное
пособие для родителей и педагогов)- Ярославль: Академия развития,200033с.
6) Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая
школа./Сборник программ 2100-М.:,2004
7) Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних
педагогических учреждений – М.: Издательский центр «Академия»,1994 464с.

8)Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога –М.:
Просвещение,1991-303с.
9)Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению - Ярославль:
Академия развития,1996 - 208с.
10)Кушнир Н.Я., Максименко Н.М. Введение в школьную жизнь – Минск,
1995-190с.
11). Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник – М.:
Российское педагогическое агентство, 1996-374с.
12) Программа воспитания и обучения в детском саду- М.: Просвещение,
1987-191с.
13) Цукерман Г.А. Психология саморазвития – М.: Просвещение, 1994-49 с.
14) ЦукерманГ.А.Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь – М.: Новая
школа ,1993- 213с.
15) Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. от игры к самовоспитанию– М.: Новая
школа ,1995-171.
5. «Фантазия и творчество»:
1)
Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Ленинград,1990.
2)
Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры – занятия с детьми с
проблемами в интеллектуальном развитии.- С - П., 2001;
3)
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль,1998;
4)
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети.-М., 2001;
5)
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.М.,1999;
6)
Гин С.И. Мир фантазии. - М.,2001;
7)
Кузнецова С.А. Уроки сказок. Ростов – на – Дону, 2009;
8)
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. –
Ярославль,1997;
9)
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль,1997;
10) Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 22.10.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34669)7-99-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».